[Государственный духовой оркестр Союза ССР ]

Государственный духовой оркестр Союза ССР был создан 01.01.1937г. Его художественным руководителем назначен Блажевич Владислав Михайлович. Информация о создании данного оркестра подтверждается следующим документом:

Приказ Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР №38 от 28.01.1937г.

Назначить художественным руководителем Государственного духового оркестра Союза ССР тов. Блажевича В.М. с 01.01.1937г.

Председатель всесоюзного комитета по делам Искусств при СНК СССР П. Керженцев.

Фотография Государственного духового оркестра Союза ССР. В центре изображен дирижер оркестра Блажевич В.М. (1937г.)

Основной задачей Государственного духового оркестра Союза ССР было образцовое исполнение симфонических произведений духовыми инструментами: 

Всесоюзный Комитет по делам искусств   

при Совете Народных комиссаров Союза ССР   

Москва, Дом СНК Союза ССР (Охотный ряд)   

15.02.1937г.                                                                       В Совет народных комиссаров Союза ССР

"Всесоюзному Комитету по делам искусств отпущены на 1937г. средства по бюджету на организацию ансамбля народного танца в составе 50 артистов и государственного духового оркестра в составе 90 артистов".

"Государственный духовой оркестр создается для исполнения сложнейших симфонических произведений, наряду с обычной литературой для духовых оркестров. Образцовое исполнение оркестра должно значительно повысить культуру исполнения на духовых инструментах вообще, поднять качество существующих духовых военных оркестров и создать для них существующий репертуар. Руководством оркестра поручается проф. Московской Государственной Консерватории       В.М.Блажевичу. Кроме того, к работе с оркестром привлекаются дирижеры симфонических оркестров А.В. Гаук, Н.С. Голованов, А.Ш. Мелик-Пашаев и др.

Организованные для укомплектования ансамбля и духового оркестра конкурсы дали положительные результаты и оба коллектива могут приступить к репетиционной работе. Первые выступления коллективов намечены вначале мая. Оба коллектива будут также показаны на предстоящей всесоюзной сельскохозяйственной выставке".

Председатель Всесоюзного Комитета по делам искусств Керженцев

На совещании 09.06.1937г. по вопросу обсуждения плана работы Госмузколлективов Управления Музыкальных Учреждений тов. Керженцев говорил:

«Задача нашего оркестра (имеется ввиду ГДО СССР) – давать музыку, специально написанную для духовых инструментов. Затем, давать симфоническую музыку в духовом звучании, третье – походную музыку для красной армии.» 

В выписке из сводного годового отчета Главного Управления Музыкальных Учреждений по Государственным музыкальным коллективам СССР за 1937 год представлена общая информация о Государственном духовом оркестре Союза ССР:

1. Организация оркестра. Государственный духовой оркестр начал создаваться в марте месяце 1937г., но начал свою концертную деятельность только в июле месяце. Это обстоятельство наглядно иллюстрирует нереальность плана Управления Музыкальных Учреждений, предусматривающего начало оперативной деятельности оркестра с апреля-мая.

2. Состав оркестра. В составе оркестра 90 высококвалифицированных артистов принятых по конкурсным испытаниям. В инструментальном составе оркестра, помимо инструментов, свойственных духовому оркестру, введены струнные контрабасы, арфы и ряд деревянных инструментов (гобои, фаготы, английский рожок), а также саксофоны. Такой состав инструментов способствует достижению оркестром симфонизированного звучания и дает возможность значительно расширить репертуарные и художественные возможности оркестра.

3. Инструменты и нотная библиотека. Приобретено свыше 25 ценных инструментов, отечественного и заграничного производства. Оркестр снабжается необходимыми техническими пособиями (трости, камыш, струны и т.д.). В нотной библиотеке имеются свыше 250 крупных произведений классиков и советских композиторов, специально оркестрированных на духовой оркестр.

4. Экипировка артистов оркестра. Все оркестранты снабжены костюмами-смокингами для концертных выступлений.

5. Художественное руководство оркестра. Художественный руководитель и главный дирижер профессор В.М. Блажевич. Ассистент-дирижер Машков.

6. Художественно-производственная работа оркестра. Несмотря на краткий период своего существования, оркестром освоены крупнейшие симфонические произведения классиков, а также ряд произведений советских композиторов, в их числе, песни для голоса с оркестром. В репертуаре оркестра имеются, например, следующие симфонические произведения:

  • Бетховен – части симфонии, ф.п. конц. с оркестром, Итальянское каприччио, Лебединое озеро, отрывки из опер для оркестра и с солистом и т.д.
  • Бородин – Половецкие пляски, увертюра к «Князю Игорю», арии из опер – солист с оркестром и др.
  • Римский-Корсаков – Три чуда из «Сказки о царе Салтане», Сеча при Керженце, арии из опер – солист с оркестром и др.
  • Вагнер – Риенци, «Тангейзер», Лоэнгрин, Полет Валькирий, Мейстерзингеры и др.
  • Лист – Симфонические прелюды.
  • Берлиоз – Ракоччи.
  • Шеберт – Нескончаемая симфония.
  • Глинка – Ув.к. «Руслан и Людмила», Вальс «Фантазия» и др.
  • Ипполитов-Иванов – кавказские эскизы, «Ворошиловский марш».
  • Спендиаров – Крымские эскизы.
  • Лядов – Русские песни – сказки и тд.

В репертуаре оркестра имеются также ряд произведений советских композиторов: Дунаевский, Шишов, Блажевич, Кручинин, Блантер, Иванов-Радкевич, Раков, Компанеец и др. Всего в репертуаре уже готовых к исполнению свыше 100 музыкальных произведений.

7.  Солисты с оркестром. При выполнении оркестром своего репертуарного плана, в концертах приняли также участие солисты: Рейзен, Михайлов, Кругликова, Рождественская, гр. Гинзбург,. Оркестр с успехом показал себя в ряде ответственных концертов.

8. Репетиционные работы. Оркестром за период своего существования (с марта месяца) проведено всего 192 репетиции по освоению нового репертуара.

9. Работа по повышению квалификации. В оркестре, помимо общих репетиционных работ ведутся групповые и индивидуальные занятия с оркестрантами (теория и техника освоения текущего репертуара). В качестве преподавателей приглашены: проф. Блажевич и педагоги: Назаров, Бессмертный, Адамов и др.

10.   Концертная деятельность оркестра. Оркестром за период с июля месяца 1937г. проведено 80 концертных выступлений. Из них: открытых – 10, в клубах-8, на радио – 4, грамзапись -4, правительств. – 4 и т.д.

11.  Выполнение оперативно-концертного плана. Запланировано – 126 концертов. Выполнено – 80 концертов (63,5% плана).

12. Выполнение финансового плана доходов. Запланировано доходов в сумме - 250000руб. Выполнено – 121128 руб. 31 коп. (48,4% плана).

13. Причины невыполнения концертно-финансовых планов. Основными причинами такого значительного недовыполнения плана доходов, объясняется следующими обстоятельствами:

  • явно нереальные сметы;
  • задержка организации оркестра, который вступил в эксплуатацию в июле месяце, вместо намеченного планом срока в апреле-мае месяцах;
  • трудности, связанные с продвижением на концертные площадки, по существу нового, незнакомого типа концертного коллектива;
  • неподвижность и косность работников Филармонии в деле активизации продвижения духового оркестра на концертные площадки;
  • завышенная норма выступления оркестра (18 в месяц);
  • отсутствие своего стационара.

Во многих финансовых планах и отчетах ГУМУ (Главного Управления Музыкальных Учреждений) указывалось, что в составе оркестра было 90 музыкантов, но на самом деле, эта цифра бралась из штатного расписания государственного духового оркестра, в нем предусматривалось столько вакантных мест. Далее, к этим отчетам следовали объяснительные записки, в которых уже указывалось реальное количество музыкантов. Так, в объяснительной записке к годовому отчету о деятельности Госмузколлективов за 1937г. уточнялось, что в составе Государственного духового оркестра Союза ССР на тот момент было 74 музыканта.

Не смотря на то, что оркестр был создан 01.01.1937 года, свою деятельность он начал только в июле месяце. Причиной такого позднего начала деятельности было долгое утверждение и согласование заработной платы музыкантов, что впоследствии отразилось на не выполнении производственно-финансового плана оркестром. За год было исполнено всего 80 концертов. В следующей выписке из отчета отражены ещё несколько причин, которые поспособствовали позднему началу работы оркестра:

"Деятельность Госмузколлективов в 1-м квартале 1937 г. протекала в крайне тяжелых условиях, вызванных напряженным материальным положением коллективов, как уже существовавших, так и вновь создаваемых (Государственный духовой оркестр и Ансамбль народных танцев Союза ССР). Тяжелое финансовое положение Госмузколлективов в этот период значительно тормозило дело нормального развертывания работы в целом, и приводило к неоднократному срыву своевременной выдачи зарплаты артистам, не говоря о том, что ряд организационно-технических мероприятий, необходимых для нормальной работы коллективов (приобретение музыкальных инструментов, нотных библиотек, пошивка костюмов и т.д.) не могли быть своевременно осуществлены.

Во втором квартале  эти затруднения были не изжиты и положение оставалось, по-прежнему, напряженным, и этим самым, значительно затянулся период организации и начала работы, вновь созданных коллективов (Государственный духовой оркестр и Ансамбль народных танцев Союза ССР)".

Причины столь позднего развертывания работ всех коллективов:

  • Слабое руководство работой коллективов со стороны Всесоюзного комитета по делам искусств (затянувшееся утверждение планов работы и смет утвержденных ставок артистам, упорядочение своевременной выплаты зарплаты).
  • Неудовлетворенная разработка финансово-оперативных планов работы Государственных музыкальных коллективов со стороны Государственного Музыкального Управления за 1937г. (нереальность смет по отдельным коллективам, частично завышенные нормы выступлений Государственного Духового Оркестра).»
  • Отсутствие увязки в концертно-оперативной деятельности коллективов с основным потребителем Московской Филармонией, не обеспечившей и 35% всех норм выступлений коллектива, и как следствие этого, кустарная работа по освоению концертных площадок Москвы, носящая случайный характер. 

"Развитие государственного духового оркестра протекало бы более интенсивно, но отсутствие  своего репетиционного помещения замедляет ход накопления репертуара."

"Задержка в утверждении окладов (до 4 месяцев) артистам Государственного ансамбля народных танцев и Государственного духового оркестра, а так же отсутствие средств на своевременную пошивку костюмов и приобретение инструментов вызвало  значительную задержку эксплуатации обозначенных коллективов."

В архивах удалось найти несколько документов, подтверждающих долгое согласование заработной платы музыкантов. По датам начала и окончания дела, можно определить сколько времени потребовалось на утверждение зарплат. Вот некоторые из вышеупомянутых документов:

Дело №506-196 (начато 15.02.1937г. и окончено 21.07.1937г.)

Совет народных комиссаров Союза ССР и Совет Труда и Обороны

О ставках заработной платы артистов ансамбля народных танцев и государственного духового оркестра.

=====================================================================================

Выписка из суточной рапортички №34 за 1-16/II-1937г.

36.

Комитет искусств

т. Керженцев

15.II-1937г.

СНК СССР

 

В связи с организацией ансамбля народного танца в составе 50 артистов и государственного духового оркестра в составе 90 артистов прошу установить следующие ставки:

а) …*

б) артистам государственного духового оркестра: от 400 до 600 руб.- 40 человек, 700 руб. – 20 человек, 800 руб.--17 человек, 900 руб. - 10 человек,

1000 руб. – 3 человека.

Проектируемые ставки для артистов ансамбля народного танца на 15-20% ниже ставок артистов балета Большого театра и ставки артистов государственного духового оркестра на 25% ниже ставок артистов оркестра Большого театра. Необходимые средства предусмотрены по смете комитета на 1937г.

Т. Антипову

рассмотреть

 * На месте многоточия пропущена часть текста документа не касающаяся Государственного духового оркестра СССР. 


Совет Народных комиссаров Союза ССР

НАРКОМФИН         (установление ставок)

Тов. Антипову Н.К.

СНК СССР поручил нам переработать проект постановления о ставках з/п артистов государственного ансамбля народного танца и государственного духового оркестра в соответствии с предложениями т. Левина.

Мы считаем что т. Левин в этом вопросе не разобрался и поэтому его предложения неприемлемы.

Тов. Левин предлагает установить ставки заработной платы для артистов государственного духового оркестра на уровне средней ставки артистов сценнодухового оркестра Большого театра (430р.). Сценнодуховой оркестр является вспомогательным ансамблем театра, играя на сцене и за кулисами в необходимых по ходу спектакля случаях. Государственный духовой оркестр нельзя сравнивать со сценнодуховым оркестром Большого театра, потому что этот оркестр должен являться высококвалифицированным коллективом музыкантов, выполняющим самостоятельные симфонические концерты. В частности в этом оркестре будут находиться такие наиболее оплачиваемые категории артистов, как исполнители на флейте, гобое, фаготе, тромбоне, арке и контрабасе, которые полностью отсутствуют в сценнодуховом оркестре Большого театра.

Поэтому устанавливая ставки для артистов государственного духового оркестра, мы исходили из ставок соответствующих категорий артистов основного оркестра Большого театра (средняя ставка духовой группы оркестры Большого театра 798 руб., мы предлагаем 644р.).

Исходя из этого, просим утвердить представленный нами проект постановления СНК СССР по этому вопросу.

Э. Вейнбаум, А.Ремейко.


Всесоюзный комитет по делам искусств  - Тов. Керженцеву П.М.

Наркомфин СССР – тов. Гринько.

Совнарком СССР разрешает Всесоюзному комитету по делам искусств установить следующие ставки заработной платы:

А) для артистов Государственного духового оркестра:

3 персональных ставки концертмейстеров по 1000 руб. в месяц, 9 ставок по 900 руб., 18 ставок по 800 руб., 5 ставок по 700 руб., 15 ставок по 600 руб., 11 ставок по 550 руб., 24 ставки по 500 руб. и 5 ставок по 400 руб.

Б)….

21.07.1937г.                                                                      Зам. Председателя СНК Союза СССР  В.Удбарь

В 1938 и 1939 годах по данным из Бюллетеня №18, согласно приказу №506 КПДИ при СНК Союза ССР от 29.09.1938г.  Государственный духовой оркестр СССР дал концерты в следующих городах:  

"Донбасс (Краматорск, Горловка, Сталино, Макеевка, Орджоникидзе, Ворошиловград, Мариуполь) с 15.11 по 15.12.1938г. – 16 концертов, Урал,  Кузбасс, Сибирь, ДВК, Биробиджан (Пермь, Свердловск, Челябинск, Омск, Новосибирск, Комарово, Сталинск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Свободный, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Комсомольск, Биробиджан) с 3.05 по 15.07.1939г. 30 концертов". 

Так как духовой оркестр имел статус государственного, требования к музыкантам предъявлялись очень высокие. В отчете за 1939г. говорится о том, что в течение года было уволено 26 человек. Причины увольнений: прогул – 10ч., несоответствие своему назначению – 3ч., откомандирование и перевод в другие учреждения - 1ч., призыв в РККА – 3ч., остальные по личному желанию. Помимо высоких требования к музыкантам, руководство Комитета по делам искусств также критично относилось и к репертуару духового оркестра.  По мнению руководства репертуар был недостаточно велик, хотя в программе выступлений уже были представлены произведения следующих композиторов:  

"25 советских композиторов: Василенко, Глиэр, Ипполитов-Иванов, Дзержинский, Хачатурян, Иванов-Радкевич, Белый, Шехтер,  Раков, Дзегеленок, Кабалевский, Дунаевский, Прокофьев, Спендиаров, Шишов, Юровский, Хренников, Голубев Н., Компанеец, Покрас, Блантер, Вальтер, Блажевич, Кручинин, Хайт. 

11 русских композиторов: Глинка, Варламов, Даргомыжский, Р-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Ядов, Рахманинов.

35 западных композиторов: Моцарт, Шуберт, Бетховен, Вебер, Мендельсон, Штраус, Шопен, Лист, Россини, Вальдтейфель, Вагнер, Бизе, Делиб, Лало, Берлиоз, Майербер, Верди, Гуно, Сен-Санс, Григ, Дворжак, Свендсен, Масснэ, Шабриэ, Николаи, Лекок, Мошковский, Целлер, Луиджини и пр.

В репертуаре марши, увертюры, сюиты, отдельные части симфонии и симфонические поэмы, отрывки из опер и оперетт, танцевальная музыка, музыка к кинофильмам, советские песни, вокальные арии с оркестром, инструментальное соло с оркестром."

Так выглядит одна из сохранившихся афиш Государственного духового оркестра Союза ССР:

В марте 1939 года поменялся художественный руководитель оркестра. Блажевича Владислава Михайловича заменил тов. Голованов. Заместителем художественного руководителя и дирижером был тов. Кубацкий - заслуженный артист РСФСР, дирижер ассистент тов. Мошков. В отчете такие изменения объясняют так:

"Проф. Блажевич был освобожден от художественного руководства оркестром и в целях укрепления художественного руководства государственным духовым оркестром был приглашен с 1.III.1939г. заслуженный деятель искусств проф. Голованов и его заместитель и дирижер заслуженный артист РСФСР т.Кубацкий В.Л. К сожалению ввиду большой загрузки по основной работе проф.Голованов мог уделять очень мало времени работе с оркестром и с 1.01.1940г. дирекция Государственных музыкальных коллективов была вынуждена освободить его от работы."

"29 марта 1940 г. постоянным художественным руководителем Государственного духового оркестра Союза ССР (вместо работавшего по совместительству Н.С. Голованова) был назначен Л.Н. Чебученко, кандидатура которого была поддержана оркестром. Однако, художественное состояние коллектива находится все ещё не на должном уровне. Одной из основных причин такого состояния является неукомлектованность оркестра и наличие в его составе большого числа музыкантов весьма слабой квалификации. "

Список дирижеров за 1940 год: Голованов, Кубацкий, Чебученко, Машков, Леонтьев (Харьков), Тимофеев, Чугунов, Максимович (ассистент).

В 1940 году на основания приказа КПДИ №134 от 19.III.1940г. внесены следующие изменения в работу Государственного духового оркестра Союза ССР:

  1. Сокращается доход за счет перераспределения выступлений на площадках.
  2. Уменьшается количество исполнителей на 5 человек на 9 месяцев, годовой фонд сокращается.
  3. Вместо должности Директор со ставкой 800р., устанавливается должность Главный администратор со ставкой 700р. на 9 месяцев.
 
Изменения происходили не только в руководстве и работе оркестра, но и в самом коллективе. На начало 1940 года в оркестре числилось 70 музыкантов (+8 прочих работников), на конец года - 67 музыкантов (+9 прочих работников). Всё бы ничего, но состав музыкантов очень серьезно обновился:
 
За 1940г. из Государственного духового оркестра уволено:
 

Уволено

Принято

Исполнителей

Прочие

Всего

Исполнителей

Прочие

Всего

44

6

50

35

6

41

Причины увольнений: 

Всего уволено с учетом совмест.

По л.ж.

Наруш. Труд. /Прогул

Несоотв.

Перевод

Призыв в РККА

Прочие

49*

13

19

5

4

7

1

*Некоторые данные из таблиц и документов будут противоречить друг другу или не совпадать, это связанно с тем, что бухгалтерия велась не на должном уровне. Об этом повествуется в отчете ГУМУ: "При колоссальной загрузке счетного аппарата Госмузколлективов, многие разделы работ по учету и отчетности не велись в ажуре, а учет некоторых операций проводился примитивно и с большим отставанием, что создало весьма неудовлетворительное состояние учета и отчета. К концу 1940г. штат бухгалтерии составлял 10 человек.".

В отчете неукомплектованность оркестра объясняется отсутствием в Москве свободных кадров исполнителей по своей квалификации удовлетворяющих требования Государственных Музыкальных Коллективов Союзного значения. Ниже приведены данные, которые по мнению дирекции Госмузколлективов подтверждают отсутствие квалифицированных музыкантов, но также, по моему мнению, эти данные могут говорить и о завышенных требованиях к музыкантам:

"В целях укомплектования коллективов (Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль народного танца, Государственный хор им.Пятницкого, Государственный духовой оркестр) дирекцией Госмузколлективов были проведены конкурсы. Прослушано и просмотрено 571 человек, принято 16 человек."

Помимо конкурсов, комплектование Госмузколлективов производилось путем индивидуального приглашения работников и в порядке перевода. В Государственный духовой оркестр был принят 41 музыкант без конкурса, то есть по индивидуальному приглашению.

Для продолжения нажмите сюда - Об оркестре (стр. 2)