[Государственный духовой оркестр Союза ССР ]
Исходя из содержания письма дирекции Государственных Музыкальных Коллективов СССР 485/13 от 31.12.1940г., даже такие серьезные изменения в коллективе не помешали оркестру полностью выполнить план 1940 года, и исполнить 128 концертов.   
Благодаря коллекционерам советских эстрадных грампластинок Николаю, Валерию и Константину, сохранились следующие ценные аудиозаписи: "Полька", "Песня о метро" и "Марш", в исполнении Государственного духового оркестра Союза ССР. Эти произведения исполнены в разные периоды и под руководством разных дирижеров. Прослушать их вы можете по ссылке https://vk.com/gdosssr .

             

В одной из газет "Восточно-Сибирская правда" 20 сентября 1940 года писали о прибытии музыкантов в город Иркутск на гастроли:

"20 сентября из Москвы сюда выехала первая группа артистов Государственного духового оркестра Союза ССР в составе 41 человека, остальные артисты оркестра должны выехать 22 сентября. Оркестр дает в Иркутске несколько концертов. Оркестром дирижирует известный дирижер Леонид Чебученко". 
К сожалению, условия жизни музыкантов во время гастролей были не всегда комфортными:

Народному Комиссару Путей Сообщения Союза ССР

Исх.№898-2 от 10.10.1940г.                                                                                         Тов.Кагановичу Л.М.

Для культурного обслуживания частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии ДВК Комитет по делам Искусств при СНК Союза ССР организует гастрольные концерты Государственного Духового Оркестра Союза ССР.

Учитывая продолжительность поездки (свыше двух с половиной месяцев и численный состав 80 человек) артистов, отсутствие гостиниц на местах, а также необходимость беспрерывного передвижения по местам обслуживания Комитет по делам искусств просит Вашего распоряжения о предоставлении для поездки и жилья артистов на период гастролей, с 16-го сентября по 6-е декабря, два жестких вагона (1 купированный и 1 общий) с обслуживающим персоналом и пастельным бельем.

Стоимость аренды вагонов и проездных билетов будет Комитетом по делам искусств оплачена.

Заместитель Председателя Комитета по делам Искусств при СНК СССР            А. Солодовников

 
Так выглядит один из отчетов за 1940 год по Государственному духовому оркестру Союза ССР :

   

А так выглядит Производственно-финансовый план Государственного духового оркестра Союза ССР на 1941 год:

В архивах также сохранились вырезки из газет "Подольский рабочий", которые повествуют об проведенном успешном концерте духового оркестра. Общественным организациям настолько понравилось выступление оркестра, что концерт просили повторить. Вот выписки из данных газет:  

Газета «Подольский рабочий» от 1 марта 1941 года: 

«Управление Государственными музыкальными коллективами Союза ССР в текущем сезоне провело в Подольске несколько высокохудожественных концертов. Перед трудящими Подольска выступали такие прекрасные коллективы как Государственный симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, хор СССР, ансамбль песни и пляски и др.

2 марта в клубе им. Лепсе устраивается концерт духового оркестра СССР. 

Государственный духовой оркестр существует уже четыре года и его деятельность имеет большое культурное значение, являясь показательной для самодельных духовых ансамблей.

По своему составу оркестр значительно отличается от обычного духового оркестрового ансамбля. В него входят арфы, контрабасы, контр-фагот и др. инструменты, расширяющие его оркестровые краски. Полнее, чем это практикуется обычно, представлена и группа деревянных инструментов-флейт, кларнетов, гобоев и фаготов. Группу деревянных - пистоны, баритоны, в духовом оркестре заменяют смычковые в симфоническом. Имеется в составе оркестра и квартет саксофонов.

Основная задача оркестра – пропаганда классических произведение и творчества советских композиторов.

Программа предстоящего концерта составлена из произведений Иоганна Штрауса и Дунаевского. Будут исполнены следующие произведения: Штрауса – увертюра и чардаш из оперы «Летучая мышь», две польки, «Персидский марш» и два наиболее популярных вальса «Сказка Венского леса» и «Весенние голоса».

Имя Дунаевского стало особенно любимым и популярным благодаря его массовым песням. Простая и выразительная мелодия, остроумная оркестровка делают то, что почти любой эпизод у музыки Дунаевского к кинофильмам становится массовой песней.

В предстоящем концерте будут исполнены фрагменты из наиболее популярных произведений Дунаевского, среди них: увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», задорный и бодрый выходной марш и радостная «Песня о родине» из фильма «Цирк» и др.

Солистами в концерте выступят: солистка Госмузколлетивов А.Шумахер (сопрано), солист радиокомитета К.Н. Поляев (бас). Дирижирует – Л.Н.Чебученко.»

Газета «Подольский рабочий» от 12 марта 1941 года:

"Проведенный 2 марта управлением Государственных музыкальных коллективов утренник-концерт духового оркестра Союза ССР, исполнявшего произведения И.Штрауса и Дунаевского, имел большой успех.

По просьбе представителей общественных организаций подольских предприятий управление госмузколлективов устраивает 19 марта, в выходной день заводов, повторный утренний концерт духового оркестра.»

И ещё одна вырезка из газеты от 11.04.1941 года, раскрывающая деятельность оркестра перед войной (название газеты неизвестно):

Государственный духовой оркестр Союза ССР

----   к предстоящему концерту   ----

Государственный духовой оркестр Союза ССР существует уже четыре года. Деятельность такого оркестра имеет большие воспитательные и культурные значения, являясь показательной для самодеятельных духовых ансамблей и оркестров частей Красной Армии.

Особая задача оркестра – это пропаганда классических произведений и творчества советских композиторов. Из классических произведений оркестр исполняет произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вагнера, Берлиоза, Шуберта, Брамса. Большую работу оркестр провел над произведениями Иоганна Штрауса, которые пользуются большой популярностью.

Из советских композиторов оркестром исполняются произведения Маяковского, Оранского, Хачатуряна, Попова и др. Оркестром сделано много для внедрения симфонической музыки среди широких масс слушателей. Проведены гастроли на Дальнем Востоке, Урале, Сибири, Кузбассе, Донбассе, Украине. Только в 1940 году Государственный духовой оркестр Союза ССР посетил 18 городов, где дал свыше 50 концертов.

Летние месяцы 1940 года оркестр играл в центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

Программа предстоящего 14 апреля концерта в Люблино составлена из произведения Иоганна Штрауса и И.О. Дунаевского.*

В предстоящем концерте будут исполнены фрагменты из наиболее популярных произведений Дунаевского.

Концерт Государственного духового оркестра Союза ССР в Люблино организуется впервые. И нет сомнения в том, что трудящееся нашего города с удовольствием пойдут его послушать.

* В статье пропущен абзац посвященный упомянутым композиторам.

В комитете по делам искусств часто обсуждали недостаточный репертуар оркестра и неквалифицированных музыкантов, но в защиту оркестра я хочу сказать, что созданный в 1937 году оркестр, получил соответствующее помещение для репетиций только в ноябре 1940 года. Вот выписка из отчета о деятельности Государственных Музыкальных Коллективов Союза ССР за 1940г., подтверждающая это:

"…2. Приказом Главного Управления Музыкального Управления за №63 Госмузколлективам СССР с 1-го июля 1940г. передана экспериментальная мастерская музыкальных инструментов. 

3. В октябре месяце 1940г. в соответствии с решением Совнаркома Союза ССР от 16/III-1938г. Госмузколлективам сдан (по окончании строительства) концертный зал им. Чайковского пущенный в эксплуатацию 18-го октября 1940г.

4. В ноябре  месяце в соответствии с вышеуказанным решением СНК СССР Госмузколлективы получили помещение для репетиции и учебных и занятий на площади Маяковского.…"

Этот факт позволяет сделать выводы, что были серьезные проблемы в организации репетиций оркестра, что естественно могло отразиться и на его репертуаре. Далее, в приказе Главного Управления Музыкальных Учреждений Комитета по делам Искусств при СНК СССР от июня 1941 года, отмечается на мой взгляд самая главная причина неудач оркестра - безответственная работа Дирекции Государственных Музыкальных Коллективов Союза ССР: 

"Госмузколлективы со времени передачи в их ведение концертного зала им.Чайковского, были поставлены в положение, всецело способствующее их творческому росту. Однако Дирекция Госмузколлективов не учла возросших культурных запросов советских слушателей. В результате увлечения чисто хозяйственными вопросами, совершенно игнорированы вопросы художественно-творческого роста коллективов.

Такие коллективы как джаз и духовой не только не выросли творчески, но пришли в упадок, не имея соответствующей программы.

Гастроли коллективов проводились бесплатно и не были финансово обеспечены, в результате чего гастроли одного лишь духового оркестра за ноябрь и декабрь месяцы дали Госмузколлективам затяжной дебиторской задолженности в  200 т.р.

В системе руководства Госмузколлективами наблюдается полнейшая безответственность,  художественный отдел был без всякого руководства, и с точки зрения уровня своей работы находился в хаотическом состоянии.

Наблюдается замена и перемена программ в концертном зале им. Чайковского, отсутствие показа премьер, расплывчатость формы работы в зале, отсутствие договоров с исполнителями, слабая массовая работа, плохая организация зрителей и абонементной системы, в результате полной беспомощности привела к тому, что работа зала им. Чайковского не имела своего определенного лица, а в связи с этим и не был завоеван авторитет у слушателей, отсюда невыполнение плана посещаемости концертов и сверхплановые убытки в сумме 514 т.р.

Финансовая дисциплина в Госмузколлективах находится на чрезвычайно низком уровне, по Госджазу производятся значительные затраты, идущие буквально потоком, без всякого плана.

По отдельным коллективам завышались ставки исполнителям."

Об этой проблеме знали и ранее, но вместо того, чтобы наладить работу Дирекции и ГУМУ, Комитет по делам искусств просто решил избавиться от оркестра, так как он был для них слишком затратным: 

Заместителю председателя СНК Союза ССР

16.04.1941г.                                                                                                                 Тов. Землячке Р.Р.

В марте 1937 года среди других Государственных Музыкальных коллективов Союза ССР был создан Государственный Духовой Оркестр СССР. Практика показала нецелесообразность существования этого коллектива в системе Комитета по делам искусств СНК СССР.

Комитет по делам искусств при СНК СССР не имеет развернутой сети  духовых оркестров, для которых Государственный духовой оркестр служил бы образцовым.

Существующие самодеятельные оркестры крайне ограничены по численному составу и поэтому не могут использовать в своей работе репертуар Государственного духового оркестра.

Использование в настоящее время Государственного духового оркестра в Москве стало крайне затруднительным. С переходом на открытую концертную деятельность возможна организация за весь зимний сезон, в лучшем случае, нескольких открытых концертов в Москве и области, как правило слабо посещаемых слушателями.

Парки г.Москвы летом обычно используют военные духовые оркестры, стоимость которых значительно ниже Государственного духового оркестра.

Содержание Государственного духового оркестра Союза ССР стоит государству больших средств.

Только в 1940 году на основную деятельность Государственного духового оркестра была отпущена дотация в размере 576000 руб., не считая ассигнований на приобретение музыкальных инструментов, нот и других расходов.

Невозможность полноценной реализации норм Государственного духового оркестра в Москве влечет за собой необходимость организации длительных гастрольных поездок, требующей дополнительной дотации  (в 1939г.- 290000р., в 1940г.-145000р.).

Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР считает целесообразным передать Государственный духовой оркестр из системы Комитета по делам Искусств в Наркомат ВМФ и просит СНК СССР санкционировать эту передачу.

И.О. Председателя КПДИ при СНК СССР               Храпченко

На что последовал ответ:

Начальнику Главного Управления

политической пропаганды Красной Армии

6 мая 1941г.                                                                Армейскому комиссару 1 ранга Тов. Запорожец

По вопросу передачи Государственного духового оркестра из системы Комитета по делам искусств в Наркомат Обороны СССР, докладываем:

Красная Армия располагает образцово-показательным оркестром Наркомата обороны (100 человек), который систематически выезжает для работы в части Красной Армии. Кроме этого во многих округах созданы и успешно работают окружные образцово-показательные оркестры. В Москве образцово-показательные оркестры имеются при Академии имени Фрунзе, училище  им. Верховного Совета РСФСР, штаба МВО и др.

Учитывая, что имеющиеся в Красной Армии духовые оркестры могут в основном удовлетворить потребности Красной Армии, а также преклонный возраст большинства участников Государственного духового оркестра, считаем нецелесообразным передачу Государственного духового оркестра из ведения Комитета по делам Искусств в ведение Наркомата обороны СССР.

Зам. Нач. IV отдела ГУППКА полковой комиссар Смирнов

Инспектор оркестров Красной Армии комбриг Чернецкий

К сожалению, сохранившихся документов за 1941 год очень мало, но согласно их содержанию Комитету по делам искусств все-таки удалось передать Государственный духовой оркестр Союза ССР в другое ведомство. ​В статистическом отчете ГУМУ о деятельности филармоний за 1941г. отмечено, что оркестр был передан в военное ведомство, и на момент передачи в нем находилось 75 человек. К сожалению, не уточнено, в какое именно ведомство был передан оркестр. 

Из Объяснительной записки к сводному государственному отчету по финансовой деятельности за 1941 год, объяснятся причина отсутствия информации:

«Составление данного годового отчета протекало в условиях войны и эвакуации некоторых музыкальных учреждений из мест своего постоянного пребывания в другие местности, а также серьезного ослабления бухгалтерского и финансово-статистического аппаратов из-за мобилизации, ухода в ополчение и просто увольнения ряда нужных работников при эвакуациях или по другим причинам.

В управлении ГУМУ тоже бухгалтерский аппарат (5 человек) был с момента эвакуации и до конца января 1942г. ликвидирован.»

В этой же записке, кратко описывается судьба музыкальных коллективов в начале войны: 

«Деятельность концертных организаций союзного подчинения в 1941г. распадается на два периода, резко отличающихся по содержанию и формам работы: периоды до и после начала ВОВ. Во второй период вся работа была перестроена в соответствии с новыми задачами, поставленными войной перед музыкальным искусством.

С началом войны резко изменились содержание и формы концертной работы, в соответствии с новыми условиями военного времени: коллективы и солисты всех концертных организаций немедленно переключились на обслуживание призывных пунктов, вокзалов, воинских частей. Было создано много артистических бригад, каждая из которых давала в день по несколько концертов; некоторые артистические бригады выезжали на фронт и выступали непосредственно в боевой обстановке.»

А в отчете «Госмузколлективов Союза СССР» за 1941 год описывается судьба музыкантов Государственного духового оркестра Союза ССР: 

«Деятельность Государственного духового оркестра СССР в первом полугодии проходила в Москве и МО.

Помимо произведений специально написанных для духового состава коллектив, руководимый тов. Чебученко, исполнял,  как правило, произведения, написанные для симфонического оркестра в переложении для духового оркестра.

В дни войны духовой оркестр включился в обслуживание воинских частей, призывных пунктов,  выступал на вокзалах, в парках и т.д.

В июле значительная часть состава оркестра была мобилизована в ряды Красной Армии. По решению Комитета по делам Искусств при СНК СССР Государственный духовой оркестр Союза ССР в августе был расформирован. С 1-го января по день расформирования оркестр провел 65,5 концертов.»

Теперь хочу добавить от себя:

Музыканты Государственного духового оркестра Союза ССР добровольно вступили в дивизию народного ополчения. Они ушли на войну защищать нашу родину. Сегодня уже невозможно со 100% точностью установить, были ли среди них тез кто не уходил на войну. Мой прадед ушёл, он не вернулся, он пропал без вести, поэтому мне не у кого узнать его судьбу. Я всё это время пыталась найти имена других музыкантов, которые были рядом с ним в самый последний момент. Они отмечены на памятнике многоточием. Я хочу чтобы история знала своих героев и помнила о них. Я хочу чтобы наконец-то они проявились в нашей истории, для того чтобы все знали, что  в СССР был Государственный духовой оркестр, о котором практически нигде нет информации. Да, он существовал недолго, но кто же виноват в том, что война погубила этот оркестр, к сожалению, как и многие другие музыкальные коллективы. 

Пока я искала информацию про духовой оркестр, я то и дело думала... "Боже мой, сколько же на самом деле талантливых, интересных, одаренных людей уничтожила война". Перед глазами мелькали имена писателей, артистов, поэтов, танцоров, циркачей, музыкантов, певцов.... Уходили целыми труппами, театрами, оркестрами, хорами. Сколько ещё тайн хранит война? Так много документов уже не существует, и так много ещё засекречено.  

Неизвестно, было ли это все реализацией страшного задуманного плана. Ведь 9 августа 1940г. Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Германии А. Гитлер издал приказ о всесторонней подготовке к блицкригу до зимы 1941г., названый «Афбау Ост». По этому плану намечалось:
- уничтожить или превратить в рабов миллионы славянского народа;
- за 30 лет «очистить» Польшу и западную часть Советского Союза от 31 миллиона человек;
- выселить за Урал до 46 – 51 миллиона человек, а 14 миллионов оставшихся там – «онемечить».
«Разгромить русских как народ, разобщить их… истребить русскую интеллигенцию как носителя национальной культуры. »

Просматривая документы относящиеся к Государственному духовому оркестру Союза ССР, я не знала что и думать, то ли дирекция ГМК совершенно не вела документацию, то ли действительно не успевала, то ли документы пропали во время войны... Ведь среди всех документов, мне долгое время не удавалось найти ни одного списка музыкантов. Но кто ищет, тот всегда найдет. 

Для просмотра информации о музыкантах, нажмите сюда.